Исторический русский мужской костюм*

* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 497.

Исподнее платье называлось портами, шитыми из полотна. Порты или штаны шились без разрезов с узлом, так, что их можно было делать или шире, или уже. У бедных они были из холста белого или крашеного также из сермяги, то есть грубой шерстяной ткани. У зажиточных из сукна зимой, а летом богатые и знатные носили тафтяные или из другой шелковой материи штаны. У царей, да и у бояр штаны были из тяжелых шелковых тканей разных цветов, преимущественно красного, малинового, лазоревого и желтого. Вообще же в старину штаны достигали только до колен, делались с карманами, которые тогда назывались зепью.

Рубашки шились из холста длинными, но не длиннее коленок с разрезным воротом и подпоясывались шнурком поверх исподнего платья. Ворот (ожерелок, ожерелье) разрезали на левой стороне, украшали запонками и шитьем шелковым или у простого народа — разноцветным. Ворот в старину отдельно пристегивали к рубашке и называли сорочкою, а уже после стали называть так все верхнее белье. Для украшения же делали на груди и спине подоплек вышитый красными нитками и шелком. Под пазухою вышивали красные и синие ластовки или ластовицы. Воротник и края рукавов вышивали красными нитками, шелком, серебром и золотом, смотря по состоянию и званию. Воротник застегивали металлической пуговкой.

Пояса золотые, осыпанные драгоценными камнями, украшали мужской костюм, они никогда не складывались и надевались гладко и ровно. Были пояса шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные, кожанные; при поясе висели капторги (застежки) и калита (кошелек), за поясом висел кинжал или нож.

Кушаки были шерстяные, шелковые, а иногда переплетались золотом и серебром, кушаки складывались несколько раз, концы кушаков висели впереди. За кушаками висели кинжалы и ножи.

Зипун — это платье узкое и короткое, иногда достигавшее до колен и редко до икр. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, зимние из сермяги, у людей достаточных — из легкой шелковой материи, например, тафты часто белого цвета, с пуговицами. Иногда рукава зипуна приделывались из другой материи, но часто зипуны были совсем без рукавов. Воротники к ним делались узкие и малые, а иногда к зипунам как и к рубахам пристегивали шитый, разукрашенный жемчугом и камнями отдельный воротник, называемый обнизью. Таких обнизей хранилось много и их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще, они были разной величины.

Кроме зипуна была подобная же комнатная одежда, называемая сарафанец, их носили вместо зипуна с обнизью, они были длинны.

Кафтан, кафтанец. Кафтан достигал до пят, или же только до икр, чтобы оставлять на показ расшитые золотом сапоги. Кафтанец был тот же кафтан, только короткий. Рукава у кафтанов были очень длинны, так что собирались в складки или брыжжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытой; таким образом концы рукавов заменяли перчатки или муфты зимой и давали удобство брать что-либо горячее. Разрез на кафтане был только спереди, вдоль по кафтану параллельно разрезу, по обеим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета, и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и шнурки, чтобы застегивать кафтан; впоследствии начали употреблять чаще пуговицы. Воротники на кафтанах всегда были узкие и малые, из под них высовывалась обнизь зипуна или рубашки. Зимние кафтаны делались на мехах, но обыкновенно легких, например: на собольих или беличьих; такие теплые кафтаны назывались кожухами.

Чуга. Так называлась верхняя одежда, приспособленная к путешествию и верховой езде. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и короче обыкновенных кафтанов. Чуга подпоясывалась поясом за который закладывался нож и ложки, а на грудь пришивалась перевязь с дорожною сумою.

Ферязь. Так называлась встарь мужская одежда надеваемая как и кафтан на зипун, он был с длинными рукавами, широкий в плечах и уже кафтана в подоле. Для теплого времени его шили из какой-нибудь легкой материи, для холодного — теплый, на мехах.

Ормяк, армяк. Армяки делались с прорехами, его полы не сходились вместе, а закидывались одна на другую.

Терлик напоминал чугу, потому-что он употреблялся для верховой езды и представлял собой короткое платье поверх кафтана.

Опашень. Так называлась летняя верхняя одежда, осенью и весной, вообще в ненастную погоду, надевали однорядку. Как опашень, так и однорядка делались широкие, длиною до пят, с длинными рукавами. Опашени делались из сукна, а у богатых и знатных нередко из шелковых материй, однорядка — всегда из сукна.

Охабень. Так назывался плащ с рукавами и капюшоном сзади.

Ферезея. Так назывался плащ с рукавами, который надевался во время пути.

Епанча. Эта одежда была двух родов: одна дорожная из медвежьего меха или грубого сукна; другая — нарядная, из богатой материи, подбитая мехом, более из пышности, чем для тепла. Последнего рода епанчу надевали когда выезжали верхом и красовались перед народом; она делалась без рукавов и без прорех для рук, накидывалась на плечи и застегивалась на шее пуговицами или завязками.

Шубы. У бедных были шубы или тулупы овчинные и заячьи, у людей среднего сословия и состояния — беличьи и куньи, у богатых — собольи и лисьи разных видов: лисиц чернобурых, черных, серых, сиводушчатых, делали также шубы из горностаев. На шубы употреблялись различные части звериного меха, не смешивая одну с другой; шубы обыкновенно покрывались сукном, но часто и шелковыми тканями. На них помещались по бокам разреза нашивки из другой материи, на которые пришивались петли и пуговицы, а сам разрез окаймлялся металлическим кружевом. Шубы различались на нарядные и санные, в последних выезжали в дорогу. Были еще так называемые нагольные шубы, как понятно из самого названия эти шубы надевали на голое тело.

Перчатки, рукавицы. Длинные рукава заменяли рукавицы; но русские цари надевали перстатыя рукавицы, то есть перчатки, после эти рукавицы стали появляться и у прочих, причем большие назывались рукавицы, а маленькие — рукавки.

Шапки. Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие шапочки, называемые тафьями, которые прикрывали только одну маковку, их расшивали шелками, золотом, унизывали жемчугом, их носили в комнатах. Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпак. Богатые делали колпаки из атласа обыкновенно белого, по краю пристегивался околышек называемый ожерельем, который унизывали жемчугом или жемчужными пуговицами. Сверх того на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался кверху и наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди, а сзади до половины. Разрезы эти окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Этой формы шапки носили и бедные мужики из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиною, или каким-нибудь недорогим мехом. Третий род шапок был — четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра. Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом. На ней делались также прорехи, как и на колпаке с пуговками по шести на каждой прорехе. Вершок ее был чаще всего вишневого, червоного, зеленого и часто черного цвета: избегая черного цвета в костюмах, русские считали его приличным на шапках. Этого рода шапки носили дворяне, дьяки и бояре, когда не были в народе. Четвертый род шапок были так называемые горлатныя шапки — исключительная принадлежность князей и бояр. Горлатныя шапки делались из драгоценных мехов с высоким верхом, по своей форме она составляла противоположность колпаку, ибо к верху была шире, к низу — уже. Одинаковость одежды у всех сословий здесь имела границы. По шапке можно было заключить о происхождении и достоинстве. Может быть отсюда и возникла пословица: "По Сеньке и шапка!". Высокие шапки означали знатность породы и сана, так что как бы не оделся посадский, он не смел надеть высокой шапки и даже в самих колпаках обыкновенной народной шапки вышина соразмерялась с достоинством рода.

Носовые платки. Для отирания носа русские носили платки, которые у зажиточных делались из тафты и оторачивались золотой бахромой.

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz