Образ жизни русского народа*

* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 519.

У русских всегда почитали старших себя. Глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники повиновались этому главе беспрекословно. Великодушие русских известно даже врагам, потому-что сами враги могли найти приют, защиту и хлеб-соль в доме каждого русского. Русские отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью в отношении к старшим себя, поэтому и существовало согласие и любовь. К тому же они отличались долговечностью, здоровьем и веселостью. Любили хороводы, пляску, музыку и песни. Мало зная болезней, привыкнув к стуже смолоду, они легко переносили бесследно для своего здоровья все атмосферные перемены. Простой, безупречно честный народ не положил на себя упрека, а между тем оставил и по сей час следы своего добродушия и хлебосольства.

Хлебосольство

Как остаток старины хлебосольство встречается и сейчас в отдалении от столицы и больших городов. Там и до сего времени существует обычай, чтобы проезжего и прохожего пригласить к себе в дом, накормить и успокоить его по возможности. Так было и встарь. Со случайного прохожего за хлеб-соль денег не брали, существовала пословица, что "хлеб-соль разбойника побеждает". Эту прекрасную черту, наследие наших предков, можно было в прежнее время видеть во всех сословиях, хозяева обижались, если их гости мало пили и ели.

Набожность

Садился ли кто за стол или вставал из-за стола, то непременно осенял чело свое крестным знамением. В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его помощи на все добрые дела и не помолясь, не начинали никакого дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, всегда ходили прежде в церковь помолиться. В важных и опасных предприятиях исповедывались и причащались. Выступая в поход или осаждая приступом город, все воины исповедывались и причащались и потом шли бесстрашно на смерть. Такое действие веры укрепляло и укрепляет русский народ среди его продолжительных невзгод и бедствий, как в встарь, так и по сие время.

Время сна и бдения

Русские, безразлично, как богатые, так и бедные, как знатные, так и простые вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой — за несколько часов до света. В старину счет часов был восточный, заимствованный из древней Византии вместе с церковными книгами. Сутки делились на ночные и дневные часы: час солнечного восхода был первым часом дня. час захода — первым часом ночи. Таким образом число часов могло быть равно только во время равноденствия, а потому это время и принималось за норму. Из двадцати четырех суточных часов двенадцать относили ко дню, а другие двенадцать к ночи, несмотря на то, что на самом деле в зимнее время число ночных часов доходило до семнадцати. Седьмой час утра по нашему часоисчислению был первым часом дня, седьмой час вечера — первым часом ночи. Исчисление это находилось в связи с восточным богослужением. На исходе ночи отправлялась заутреня; Богослужебные часы — первый, третий, шестой и девятый равноимянные денные часы, а вечерня — окончание дня. Русские на основании таких познаний о суточном времени, согласовывали свой домашний образ жизни с Богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский.

Молельни и моленны

У зажиточных людей по чему-либо, хотя бы по болезни, не имеющих возможности уходить и выезжать в приход, были свои домовые церкви, свои священники духовники,содержимые на жалованье. Но эти церкви были только у бояр, у знатных лиц. Между тем у лиц более или менее зажиточных, имевших собственное недвижимое имение (богатых обывателей), нередко были устроены особые комнаты, в которых не было ничего более кроме образов, налоев, священных книг и прочих предметов относящихся к молитве. Такие комнаты назывались образницы, божницы, крестовые. В этих комнатах находилось более образов чем в прочих. Хозяин, как домовладыка, читал перед всеми (и слугами, и домочадцами) вслух молитвы утренние; в этом случае зажигали лампады, свечи и курился ладан. Кто мог петь — пел. Священник в таких моленнах служил вечерню, заутреню или всенощную, иногда молебен. Окончив молитвословие, погашали свечи и лампады и расходились по своим занятиям задернув пеленами (занавесями) образа. Там, где муж допускал жену по домашним занятиям и по дому, хозяйка держала с мужем совет, что делать на предстоящий день. заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. В таких домах на хозяйке лежало много обязанностей: она должна была трудиться и показывать собой пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться; если служанка будила хозяйку, то это относилось к стыду хозяйки. При деятельной жене муж ни о чем не заботился по домашнему хозяйству, так что жене должно было знать всякое дело лучше всех тех, которые исполняли работу. В больших боярских домах хозяйка не знала занятий по дому, а этим занимались ключники и дворецкие.

Обеденный обычай

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах и посадах наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семейства и семьи. Жены их и дети трапезовали особо. Но незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне - хозяева оседлые обедали вместе с женами и с прочими членами семьи. Впрочем иногда члены семьи, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него особо. Во время же званных обедов особы женского пола никогда не бывали там, где сидел сам хозяин с гостями. Стол накрывался скатертью, но не всегда это наблюдалось, очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служителей заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник в поварне при отпуске кушаньев, дворецкий при столе и при поставце с посудой, стоявшем всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанье из поварни. На обязанности дворецкого и ключника было пробовать кушанье, резать мясо на куски.

Время обеденного сна

После обеда все ложились отдыхать — это было в обычае, спали все от царя до последнего из чернорабочих. Не спать, или по крайней мере не отдыхать, после обеда считалось грехом, как и всякое отступление от обычаев предков. Вставши после обеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Вечер в домашнем быту был временем развлечений: зимой собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые нарочно раскидывали перед домами.

Ужины

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление, после чего уже не дозволялось есть и пить, и все вскоре ложились спать.

Благочестивые ночи женатых

Сколько нибудь зажиточные женатые лица, имели всегда особые спальни, с той целью, чтобы не спать вместе в ночи перед Господними праздниками, воскресеньями, средами и досточтимыми почему-то пятницами и во время поста. В эти ночи благочестивые люди вставали и тайно молились в спальнях пред образами. Ночная молитва считалась в то время будто бы приятнее Богу, чем дневная, так как люди полагали, что ночью сознание человека более восприимчиво к истине, чем днем.

Бани

Русские ходили в баню очень часто — это считалось первой потребностью русской домашней жизни. Обычай мыться по многим случаям доставлял удовольствие и наслаждение, да иначе и быть не могло по многим предрассудкам, а также и по многим домашним суевериям, тесно связанным с религиозными правилами. Почти в каждом зажиточном доме находилась мыльня, а в городах общественные и царские мыльни за вход в которые платили деньги.

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz