Исторический русский женский костюм*

* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 511.

Женский костюм по свидетельству очевидцев был похож на мужской, тем более что последний был по большей части длинный. Но однако в одеждах двух полов были и особенности такие, что с первого взгляда можно было отличить женщину издали, не говоря уже о головных уборах. К самим одеждам носившим те же названия как и у мужчин прибавлялось слово "женский", например: женская шуба, женский опашень.

Женская рубаха, исподница, была длинная с длинными рукавами, цвета белого или красного. Красные рубахи считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья вышитые золотом, серебром и украшенные жемчугом.

Летник. Сверх рубахи надевался летник; одежда эта не была длинна, по крайней мере не доходила до пят, но рукава его были так длинны как целый летник и чрезвычайно широки. Эти рукава назывались накапками, они нашивались золотом и унизывались жемчугом. Подол обшивался другой материей с золотой тесьмой, со шнурком и бахромой. Вдоль одежды на передней стороне делался разрез, который застегивался по самое горло, потому-что приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. Цвета были различны, упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего червоные. К летникам как и к мужским зипунам пристегивалось ожерелье, оно состояло из тесьмы вышитой золотом и унизанной жемчугом; к воротнику летника оно пристегивалось пуговками, числом до пяти. Небогатые женщины украшали летники бисером, расшивали шелком и цветной пряжей.

Женский опашень. Это была одежда длинная с частыми пуговками сверху до низу. У богатых пуговицы были золотые и серебряные, а у бедных оловянные. Эта одежда делалась из сукна красных цветов, рукава были длинны до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко проходили руки, а остальная часть рукавов висла. Таким образом женщина могла показывать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубашки, шитые золотом. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой, обыкновенно бобровый воротник, называемый ожерельем, круглого вида, покрывавший грудь, шею и спину. По прорезу и по подолу опашни окаймлялись кусками другой материи расшитыми шелками и золотом.

Телогрея в плечах делалась уже, к подолу шире; рукава были длинные с проймами, как в опашне. На краях рукавов этой одежды пристегивалось запястье из другой материи, как правило вышитое, подол имел подпушку широкой полосой другой материи, а разрез окаймлялся тесьмой или таким же кружевом, на которой нашивались пуговицы числом шестнадцать, тесьма расшивалась золотом. Телогреи были теплые и холодные.

Женские шубы отличались от мужских, эта шуба не всегда была теплая. Если летник в женском платье сходствовал с зипуном у мужчин, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала вообще верхнюю накидную одежду. Кроме шубы встречаются названия женских охабней, однорядок, ферязей, которые женщины носили с поясом; в других случаях эти верхние одежды называются шубы. Меховые женские шубы делались на соболях, куницах, лисицах, горностаях, белках, зайцах, смотря по состоянию, покрывались сукном и шелковой материей. От верха до низа впереди был разрез, он застегивался пуговицами и окаймлялся кружевом расшитым золотом и усаженным дробницами. Вдоль разреза по обеим сторонам делались нашивки с золотыми вышивками и с кистями, а по шее пристегивалось к шубе ожерелье из другого меха, так, что если шуба была беличья или лисья, то ожерелье бобровое, рукава женских шуб украшались по краям кружевом.

Подволока. В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного платья богатую мантию, называемую "подволокою".

Головные уборы женщин. Волосники и подъубрусники — эти головные уборы из шелковой материи, нередко из золотой, делались с узлом, посредством которого можно было регулировать их размер, и с ушивкой или оторочкой по краю; эти ушивки унизывались жемчугом и камнями. Волосник играли большую роль в семье замужней женщины, ибо он был символом брачной жизни. По понятиям века замужней женщине считалось и стыдом и грехом оставлять на показ свои волосы, опростоволосить (открыть волосы) женщину было большим бесчестьем. Поверх волосника накладывался платок обыкновенно белый и подвязывался под подбородок, его висячие концы густо унизывались жемчугом. Этот платок назывался убрусом и считался домашним головным убором. Кика, кичка — была шапка с возвышенной плоскостью на лбу, называемой  кичным челом; чело было разукрашено золотом, жемчугом, драгоценными камнями, а иногда все состояло из серебрянного листа, подбитого материей. По бокам делались возвышения, называемые переперы так же разукрашенные; из под них, ниже ушей спадали жемчужные шторы числом около четырех или по шести на каждой стороне и достигали плеч. Задняя часть кики делалась из плотной материи, соболиного или бобрового меха и называлась подзатыльник. По окраине всей кики пристегивалась жемчужная бахрома, называемая поднизью. Третий род головного убора был кокошник, у богатых обложенный жемчугом. Название "кокошник" происходит от славянского слова "кокошь" — курица. По своей форме этот головной убор мог напоминать гребешок или распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец и так далее. Выходя на улицу, поверх этого головного убора женщина надевала платок. Когда женщина выезжала, то на убрус надевала шляпу белого цвета с полями, у богатых покрытой золотой материей, жемчугом и драгоценными камнями. С этой шляпы спадали на спину длинные шнурки; когда шляпа была белого цвета шнурки обыкновенно были красные. Также надевали шапки очень часто черного цвета, из бархата или другой материи, отороченные дорогим мехом, иногда с золотой запоной впереди и с поднизью или кружевом по окраине. Девицы носили на голове венцы, которые имели форму теремов, у венцов были поднизи называемые рясы. У других венцы были проще формой и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые иногда украшались кораллами и драгоценными камнями. Девичий венец всегда был без верха, потому-что открытые волосы считались символом девичества. Очень часто эти венцы состояли из широкой повязки вышитой золотом и украшенной жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими лентами, иногда вышитыми, спадавшими на спину. Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой собольей или бобровой с верхом из шелковой материи, она называлась столбунцом. Из под шапки выпадали одна или две косы на спину, в которые вплетались красные ленты. Иные вовсе не вплетали лент, не заплетали кос, а носили волосы распущенными по плечам. Девицы простого состояния носили повязки, которые впереди были шире, сзади суживались, и наконец спускались на спину длинными концами.

Ширинки. В руках у женщины был платок, называемый ширинкой; у богатых эти ширинки были шелковые с золотой каймой и кистями.

Зонтики были в употреблении у знатных женщин, зонтики носили над ними слуги.

Одежда поселянок. Бедные поселянки ходили в длинных рубахах: на рубахи надевали летники иногда белого цвета, похожие также на рубаху, иногда крашенные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи, подвязывая его под подбородок. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или сермяги, называемую серник. При большей зажиточности поселянки носили на головах платки шелковые, а сверху летника однорядки из красной или синей крашенины или другой материи; зимой носили овчинные тулупы. Девицы делали себе кокошники из древесной коры. Впрочем, при малейшей возможности, муж не скупился принарядить свою жену.

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz