- Русская библиотека
-
- Русская поэзия
-
- А. Н. Майков. Избранные произведения
А. Н. Майков. Избранные произведения
Здесь опубликованы избранные стихи русского поэта XIX века Аполлона Николаевича Майкова. Его дарование отличалось гибкостью и разнообразием. Майков увлекался историей, искусством древних народов. Во многих его стихах и поэмах описаны события далеких времен. Мне особенно дóроги произведения, которые Майков посвятил родному краю, скромному очарованию его природы. Эти произведения наиболее совершенны, они вышли из-под пера состоявшегося мастера.
Современники Майкова любили сравнивать его стихи с творениями художника-живописца или скульптора. Потому что его поэтические картины отчетливы, очевидны, ощутимы. В его стихах множества образных, наглядных сравнений. Вот, к примеру, чтó он однажды увидел в лесу:
…Красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
А вот поэт рассказывает, как он спрятался от дождя под мохнатой елью:
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой…
Очень важно научиться разглядывать такие зримые картинки в стихах Майкова. Тогда откроется один из секретов очарования его поэзии.
В первой части этой страницы вас ожидают встречи с лугом, речкой, лесом, полем, степью и морем. Поэтому раздел называется «Зарисовки на воле».
Название второй части — «Дома и в саду». Здесь помещены стихи, в которых Майков представляет поэтические образы милых его сердцу обитателей уютного домашнего мира.
Надеюсь, что избранные произведения Майкова выступят для вас свидетельством глубины его таланта и высоты стихотворного искусства.
I
Зарисовки на воле
Пейзаж1
1 В этом стихотворении особенно ощутимы способности Майкова-пейзажиста. Кажется. сама осень провела многоцветной кистью по его стихотворному «полотну».
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлав дорогу…
Идешь, как будто по водам —
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз — то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу — дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Рыбная ловля2
2 Этот отрывок из большого произведения, которое Майков посвятил своим друзьям и «всем понимающим дело», то есть любящим рыбную ловлю. Но, конечно, оценить прелесть этих стихов могут все. Поэт легко и подробно набрасывает пеструю картину жизни речного «населения». А как искусно он передает напряжение, которое испытывает страстный рыболов!
…Живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь снетков3 веселых стая,
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая.
Но вот один рыбак вскочил, и трепеща
Все смотрят на него в каком-то страхе чутком.
Он, в обе руки взяв, на удилище гнутком
Выводит на воду упорного леща.
И черно-золотой красавец повернулся
И вдруг взмахнул хвостом, испуганный, рванулся.
«Отдай, отдай!» — кричат, и снова в глубину
Идет чудовище, и ходит, вся в струну
Натянута, леса… Дрожь вчуже пробирает!..
А тут мой поплавок мгновенно исчезает.
Тащу. Леса в воде описывает круг,
Уже зияет пасть зубастая, и вдруг
Взвилась моя леса, свистя над головою…
Обгрызла!.. Господи!.. но, зная норов щук,
Другую удочка за тою же травою
Тихонько завожу и жду, едва дыша…
Клюет… Напрягся я и со всего размаха,
Исполненный надежд, волнуяся от страха,
Выкидываю вверх чуть видного ерша…
3 Снетки — это маленькие рыбки.
Гроза4
4 Майков не стремится подчинять изображение природы собственному настроению — тоскливому, радостному или неопределенно-мечтательному. Его задача — описать открывшуюся ему картину такой, какая она есть в действительности. Но при этом он не смиряет своего воображения.
Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.
Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам:
Промчался вихрь — пять-шесть мгновений,
И, в встречу солнечным лучам,
Встают с серебряным карнизом
Срез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.
Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей м быстрей.
Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились…
Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!
Их нахватать — нужна отвага!
И вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
*****5
5 Зрительные впечатления нередко преобладают у Майкова над слуховыми. Например, в этом стихотворении пение жаворонков словно заслоняется потоками света, растворяется в них.
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Рассвет6
6 Летучие изменения в состоянии природы Майков передает с помощью своих, неповторимых средств — он то ослабляет, то усиливает рельефность контуров на картине так, как в этом стихотворении.
Вот полосой зеленоватой
Уж обозначился восток;
Туда тепло и ароматы
Помчал со степи ветерок;
Бледнеют тверди голубые;
На горизонте — все черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней…
II
Дома и в саду
*****7
7 Детский смех, лепет, пение. веселые крики, резвая беготня превращаются в стихах Майкова в забавный домашний спектакль.
В этой домашней сценке интонация поэта необычайно оживляется — становится бойкой, разговорной, разнообразится восторженными нотками.
Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня — что за день!
Солнце, птицы! блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…
А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду, нарву сирени,
Да холодною росой
Вдруг на сонную-то брызну…
То-то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!
Дочери8
8 Этот детский портрет напоминает скульптурное изображение. Ведь свойство скульптуры — цепко схватывать и запечатлевать моментальные позы и движения.
Она еще едва умеет лепетать,
Чуть бегать начала, но в маленькой плутовке
Кокетства женского уж видимы уловки.
Зову ль ее к себе, хочу ль поцеловать
И трачу весь запас ласкающих названий,
Она откинется, смеясь, на шею няни,
Старушку обовьет руками горячо
И обе щеки ей целует без пощады,
Лукаво на меня глядит через плечо
И тешится моей ревнивою досадой.
Летний дождь9
9 Эта сценка миниатюрна, она включает всего две реплики. Зато ее можно безгранично расширять, воображая портреты ее участников и обстановку действия.
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Ласточки10
10 Из окна дома поэт выглядывает в сад. У здешних обитателей свои заботы и хлопоты. Но они неотделимы от переживаний человека, от событий в доме.
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу —
Пустое гнездо над окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, и ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!
*****11
11 Это стихотворение интересно построено. Сначала возникают отрывочные слуховые впечатления поэта о весне, а потом они выливаются в зримую картину молодого времени года.
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!