А. Н. Майков. Избранные произведения

Здесь опубликованы избранные стихи русского поэта XIX века Аполлона Николаевича Майкова. Его дарование отличалось гибкостью и разнообразием. Майков увлекался историей, искусством древних народов. Во многих его стихах и поэмах описаны события далеких времен. Мне особенно дóроги произведения, которые Майков посвятил родному краю, скромному очарованию его природы. Эти произведения наиболее совершенны, они вышли из-под пера состоявшегося мастера.

Современники Майкова любили сравнивать его стихи с творениями художника-живописца или скульптора. Потому что его поэтические картины отчетливы, очевидны, ощутимы. В его стихах множества образных, наглядных сравнений. Вот, к примеру, чтó он однажды увидел в лесу:

…Красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…

А вот поэт рассказывает, как он спрятался от дождя под мохнатой елью:

Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой…

Очень важно научиться разглядывать такие зримые картинки в стихах Майкова. Тогда откроется один из секретов очарования его поэзии.

В первой части этой страницы вас ожидают встречи с лугом, речкой, лесом, полем, степью и морем. Поэтому раздел называется «Зарисовки на воле».

Название второй части — «Дома и в саду». Здесь помещены стихи, в которых Майков представляет поэтические образы милых его сердцу обитателей уютного домашнего мира.

Надеюсь, что избранные произведения Майкова выступят для вас свидетельством глубины его таланта и высоты стихотворного искусства.

I

Зарисовки на воле

Пейзаж1

1 В этом стихотворении особенно ощутимы способности Майкова-пейзажиста. Кажется. сама осень провела многоцветной кистью по его стихотворному «полотну».

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлав дорогу…
Идешь, как будто по водам —
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз — то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу — дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.

Рыбная ловля2

2 Этот отрывок из большого произведения, которое Майков посвятил своим друзьям и «всем понимающим дело», то есть любящим рыбную ловлю. Но, конечно, оценить прелесть этих стихов могут все. Поэт легко и подробно набрасывает пеструю картину жизни речного «населения». А как искусно он передает напряжение, которое испытывает страстный рыболов!

…Живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь снетков3 веселых стая,
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая.
Но вот один рыбак вскочил, и трепеща
Все смотрят на него в каком-то страхе чутком.
Он, в обе руки взяв, на удилище гнутком
Выводит на воду упорного леща.
И черно-золотой красавец повернулся
И вдруг взмахнул хвостом, испуганный, рванулся.
«Отдай, отдай!» — кричат, и снова в глубину
Идет чудовище, и ходит, вся в струну
Натянута, леса… Дрожь вчуже пробирает!..
А тут мой поплавок мгновенно исчезает.
Тащу. Леса в воде описывает круг,
Уже зияет пасть зубастая, и вдруг
Взвилась моя леса, свистя над головою…
Обгрызла!.. Господи!.. но, зная норов щук,
Другую удочка за тою же травою
Тихонько завожу и жду, едва дыша…
Клюет… Напрягся я и со всего размаха,
Исполненный надежд, волнуяся от страха,
Выкидываю вверх чуть видного ерша…

3 Снетки — это маленькие рыбки.

Гроза4

4 Майков не стремится подчинять изображение природы собственному настроению — тоскливому, радостному или неопределенно-мечтательному. Его задача — описать открывшуюся ему картину такой, какая она есть в действительности. Но при этом он не смиряет своего воображения.

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам:
Промчался вихрь — пять-шесть мгновений,
И, в встречу солнечным лучам,

Встают с серебряным карнизом
Срез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей м быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились…

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать — нужна отвага!
И вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

*****5

5 Зрительные впечатления нередко преобладают у Майкова над слуховыми. Например, в этом стихотворении пение жаворонков словно заслоняется потоками света, растворяется в них.

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом

И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.

Рассвет6

6 Летучие изменения в состоянии природы Майков передает с помощью своих, неповторимых средств — он то ослабляет, то усиливает рельефность контуров на картине так, как в этом стихотворении.

Вот полосой зеленоватой
Уж обозначился восток;
Туда тепло и ароматы
Помчал со степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;
На горизонте — все черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней…

II

Дома и в саду

*****7

7 Детский смех, лепет, пение. веселые крики, резвая беготня превращаются в стихах Майкова в забавный домашний спектакль.

В этой домашней сценке интонация поэта необычайно оживляется — становится бойкой, разговорной, разнообразится восторженными нотками.

Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня — что за день!
Солнце, птицы! блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…

А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду, нарву сирени,
Да холодною росой

Вдруг на сонную-то брызну…
То-то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!

Дочери8

8 Этот детский портрет напоминает скульптурное изображение. Ведь свойство скульптуры — цепко схватывать и запечатлевать моментальные позы и движения.

Она еще едва умеет лепетать,
Чуть бегать начала, но в маленькой плутовке
Кокетства женского уж видимы уловки.
Зову ль ее к себе, хочу ль поцеловать
И трачу весь запас ласкающих названий,
Она откинется, смеясь, на шею няни,
Старушку обовьет руками горячо
И обе щеки ей целует без пощады,
Лукаво на меня глядит через плечо
И тешится моей ревнивою досадой.

Летний дождь9

9 Эта сценка миниатюрна, она включает всего две реплики. Зато ее можно безгранично расширять, воображая портреты ее участников и обстановку действия.

«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
 — Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Ласточки10

10 Из окна дома поэт выглядывает в сад. У здешних обитателей свои заботы и хлопоты. Но они неотделимы от переживаний человека, от событий в доме.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —
Пустое гнездо над окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, и ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!

*****11

11 Это стихотворение интересно построено. Сначала возникают отрывочные слуховые впечатления поэта о весне, а потом они выливаются в зримую картину молодого времени года.

Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz