Святочные гадания

Святки начинались сразу после Рождества, которое отмечалось 25 декабря (7 января по новому стилю) и длились вплоть до Крещения, приходящегося на 6 (19) января. Хотя святки и располагаются в промежутке между двумя христианскими праздниками, происхождение их обычаев и обрядов следует искать в дохристианском, языческом прошлом европейских народов. Дни зимнего солнцестояния, приходящиеся на конец декабря, издавна отмечались как дни рождения нового солнца, так как именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее согревать землю. От солнца же зависит будущий урожай, плодородие земли и скота, а значит и благополучие человека. Поэтому конец декабря воспринимался как начало нового цикла — нового года. На смену старому, ушедшему в прошлое времени вместе с рождением нового солнца приходило новое время. В этот период года острее, чем когда-либо, становились мысли о будущем и возникало желание каким-либо образом воздействовать на природу. Веселье в течении этого пограничного времени предполагало удачу в будущем, поэтому святки стали временем веселья, шуток, игр, плясок и сборищ. Святки, впрочем как и любой другой праздник, предполагают единение людей, которые в этот период чаще обычного собираются большими группами дли проведения совместных праздничных церемоний. Все святочные игры и песни имели первоначально магический смысл и лишь со временем превратились в развлечение.

Отношения с нечистой силой, напряженные в любое время, на святках еще более обострялись. Человек, который веселился, рядился и гадал, был более уязвим для нее, да и сама нечистая сила в течении святок проявляла большую активность, чем в обычные дни. Особенной опасности подвергались гадальщики.Святки были периодом наиболее частых и активных гаданий. Гадание — узнавание будущего в процессе совершения определенных магических действий — считалось греховным, так как оно осуществлялось с помощью нечистой силы, на контакт с которой человек шел сознательно, лишив себя оберегов (креста, пояса, иконы и т.п.) и выбрав для этого самое опасное время суток — ночь. Ведь именно нечистая сила давала гадальщику столь желанные ему сведения о том, что произойдет с ним в наступающем году. Особенно верным, а значит и опасным,считались гадания в Васильев вечер (31 декабря, канун Нового года) и в крещенский сочельник (5 января). Коллективные гадания, в которых участвовало несколько человек, были менее опасными. Но и в этом случае, гадая, например,на перекрестках дорог, у проруби или в других местах, где, согласно поверьям,скапливались черти, необходимо было «очертиться», обведя вокруг себя круг каким-либо магическим предметом, чаще всего — «васильевским огарком», остатком обожженной в Васильев вечер лучины. В противном случае гадальщикам грозила опасность.

Самыми безопасными считались домашние коллективные гадания, которые на святках превращались в веселое препровождение времени. Обычно в большой комнате под руководством опытной наставницы, как правило, пожилой женщины, устраивались разнообразные гадания с курами, состоящие в наблюдениях за поведением кур; литье олова, воска или свинца, которые в растопленном виде выливались в холодную воду, а по остывшей форме угадывалось будущее гадальщика; жжение бумаги, когда по тени сожженного листа бумаги старались уловить сюжет будущей жизни и другие. Для трактовки результатов гаданий требовалось богатое воображение и фантазия. Способов гаданий существовало бесчисленное количество: почти в каждой деревне встречались какие-то особые приемы ворожбы, неизвестные в других местах.

Одиночное гадание на зеркале считалось, пожалуй, самым опасным. Оно должно было проходить без свидетелей, а значит никто не мог прийти девушке на помощь. Гадать следовало в особом помещении, где не было икон, отпугивающих нечистую силу,— на чердаке, в бане, в пустой неосвещенной избе и т. п.Гадальщица снимала с себя все оберегающие ее предметы и садилась гадать не перекрестясь. Тем самым она делалась предельно доступной нечистой силе, от которой и получала сведения о своем будущем. На столе ставились два зеркала — одно напротив другого, а по бокам зажженные свечи. Взаимно отражающиеся зеркала (считалось, что необходимо достичь двенадцати кратного отражения) образовывали длинную светящуюся галерею, в результате чего возникал впечатляющий оптический эффект. Гадальщица садилась за стол спиной к двери и начинала неотрывно смотреться в зеркало. Неудивительно, что через некоторое время она впадала в оцепенение, зеркало в ее представлении мутнело, вслед за этим ей «чудилось» какое-то отражение, которое она принимала за облик суженого. Рассмотрев черты его лица, следовало «зачураться», то есть воскликнуть «чур меня!», отчего отражение исчезало. Через какой-то промежуток времени являвшийся в зеркале суженый, приходил к ней свататься.

Не менее опасным было гадание, которое называлось «приглашение суженого на ужин». В отдаленном помещении накрывался стол на два прибора, но без ножей. Девушка садилась за стол и, произнеся слова «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать», начинала ждать. Вскоре снаружи раздавался звон колокольчика,подъезжали сани, за спиной гадальщицы слышался тихий скрип двери и приближающиеся шаги. Вошедший суженый, он же оборотень-черт, садился за свой прибор. Смелые девушки начинали развлекать пришедшего разговорами, а наиболее отчаянные, зачуравшись, успевали захватить у него какую-нибудь вещь: саблю (по рассказам, пришедший часто бывал военным), нож или отрезанную деталь одежды — пуговицу, кусок костюма и т. п. Это делалось для приобретения вещественного доказательства прихода суженого. Хуже было, если девушка робела: пришедший в облике суженого черт мог увезти ее с собой, растерзать или она сама могла умереть от страха.

Еще в начале XVII века существовало гадание на бобах.

Для гадания берут сорок один боб и раскладывают на девять кучек по столу в три линии таким образом: прежде всего делают только три кучки из сорока одного боба без счета, а по виду; затем из первой отсчитывают четыре боба,которые и кладут в сторону. Таким образом из первой кучки откладывают четыре,три, два и один боб; последний будет для образования первой кучки второго ряда.

Потом принимаются за вторую кучку, из трех первоначальных и поступают с ней также как и с первой, остаток присоединяют ко второй линии для образования в ней второй кучки. Наконец, поступив таким образом, получим в первом ряду три кучки, в каждой из которых будет не более как по четыре боба.

Второй ряд или линия должна производиться из тех кучек, где бобы были отсчитаны по четыре, все эти бобы должно также разложить на произвольные три кучки.

Потом нужно образовать третий ряд, только он не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова: желаю, надеюсь, исполнится.

В первом ряду средняя из трех кучек названа головою, третья кучка — рукою, средняя со второй — сердцем. В третьей третья кучка — ногою в походе. Эти кучки считаются главными, а потому и выбирают при загадывании ту из них, которая подходит ближе к вопросу, так как:

  1. Голова содержит ответы на вопрос об уме, способностях и об характере.
  2. Рука — имение, богатство, бедность.
  3. Сердце — это печаль, радость, чувство, любовь.
  4. Нога в поход — путешествие, дорога, письма, отъезд, отправка.

Лишь только будет подходить вопрос к одной из четырех кучек, то посмотрите сколько будет в ней зерен; если чет, то неблагоприятное, а если нечет, то благоприятный вывод. Причем нужно также осведомляться для соображения с первой кучкой, той же линии или ряда, где видим ответ на вопрос, потому что,если видим нечет в вопрошаемой кучке, то есть — благополучие, а в первой кучке того же ряда — чет, то значит будет препятствие, но окончится к вашему благополучию.

К святочным гаданиям принадлежат также сновидения, из которых выводит предсказания каждая загадывающая особа:

  1. Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый если явится во сне и переведет через мост, значит быть замужем в этом году.
  2. Едят перед сном что-либо соленое или пересаливая пищу. Ложась спать говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют.
  3. Кладут под голову гребень и говорят: «Суженый, ряженый причеши мне голову».
  4. На ночь кладут бубнового или другого короля из колоды игральных карт под изголовье и загадывают на суженого-ряженого, или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга.

Вечер накануне Крещенья (крещенский сочельник) был последним и наиболее эффективным временем святочных гаданий. Но вместе с тем в этот вечер начинались уже приготовления к большому христианскому празднику. Оскверненное чертовщиной пространство и все предметы домашнего обихода следовало обезвредить: изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, и особенно на дверях и окнах, соединяющих домашнее пространство с внешним миром, ставили мелом кресты. В этот день не следовало ничего есть «до воды», то есть до тех пор, пока не принесут из церкви освященную воду.

Крещеньем заканчивались святки. После них начинался период, называвшийся рождественским мясоедом. Заканчивалось и святочное веселье.

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz