- Образ жизни русского народа
-
- Обряды и обычаи русского народа
Обряды и обычаи русского народа*
* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 532.
Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.
Рождение младенца
Зажиточные люди утверждали родильные столы, а крестьяне готовили особое пиво. Родильницы получали от гостей подарки, обыкновенно деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.
Русские спешили крестить младенца и чаще всего крещение происходило на осьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, которого память случалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церквях, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. Выбор восприемника падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Восприемнику священник возлагал на шею белый платок и связывал его обеими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников; по окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия, с тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором. Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом. По городам и монастырям ездили с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все монастыри спешили везти к новорожденному подарки. В свою очередь по случаю рождения дитяти царь прощал виновных и оказывал царские милости.
Старинные женитьбы и свадьбы
Русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только двенадцать или тринадцать лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще по понятиям того времени непозволенные любовные связи считали непростительным и незамолимым и ставили наравне с тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтобы русский оставался не женатым, разве только болезнь или обещание вступить в монастырь.
При женитьбе жених и невеста часто не знали друг друга и под влиянием родителей играли подчиненную роль. Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людям обоего пола, и даже жених не имел права сказать о том, что он хочет жениться, находясь в полном повиновении родителя. Только то мог вполне распоряжаться по собственному соображению, кто был в зрелом возрасте, кто вступал во второй барк или вовсе не имел родителей в живых. Сами цари действовали таким образом.
Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они случались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоваться правами законных детей в отношении наследства.
Новоселье
Новоселье в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время каждый имел свой собственный дом и если кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых. Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди не чуждающиеся колдовства и ворожбы являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали как эти хлебы ложились. Надобно было умеючи выбирать место для дома, и в старину для этого применялись разные гадания. Так, например, для того, чтобы определить качество земли на то место где строить дом клали дубовую кору — это на три дня; на четвертый поднимали кору и замечали что покажется под корой: если под корой находили паука или муравья, то считали место это лихим, если же находили червяков и черную мурашку — то можно дом строить. Они же гадали насчет трех хлебов, которые пускали на землю из пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхней корой, то место доброе, а если же лягут вниз верхней корой — то место покинь. Во время пиршества на новоселье пол устилался травой и на большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.
Похороны
Когда человек испускал дыхание, в старину ставили на окно чашу со святой водой и мису с мукой или кашей (кутьей) — это был какой-то остаток язычества. Мертвеца обмывали теплою водой, надевали чистую сорочку и завертывали в белое покрывало или саван, обували в сапоги или башмаки, на голову ему надевали корону. Толпы знакомых и соседей посещали покойника, причем дом оглашался плачем с причитаниями разного характера, выражающих сожаление и скорбь. Затем посылали за духовенством и с посланными священнику препровождали водки, меда и пива.
Летом русские хоронили очень скоро, в течении суток; а если по какому-либо случаю погребение откладывалось, то труп во избежании зловония относили в погреб. Мертвеца выносили из дома покрытым покровом или шубой и непременно на руках; если мертвец был монашеского звания, то несли его монахи или монахини. Для большей церемонии богатые и знатные нанимали плакальщиц, которые шли по бокам и впереди похоронного шествия с распущенными волосами и нарочно искаженными лицами. Они кривлялись и вопили, громко вскрикивали и заливались в причитаниях. Все сопровождавшие гроб шли с зажженными свечами, обвязав платками головы. Когда гроб следовало опустить в могилу, то открывали гроб и все прощались. Жена или близкий родственник должны были плакать и причитать, а плакальщицы всем хором тоже вторить причитая. Священник давал в руки покойника отпустительную грамоту; после опущения гроба в могилу все целовали образа, потом ели кутью, непременно каждый в три приема, начиная с ближайших родственников. Зимой не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневно литургию и панихиды, и на осьмой день предавали тело земле. Бедняки, которым не на что было хоронить, просили милостыню на погребение, от чего никто в этой жертве не отказывал. Для городских жителей кладбища отводились за городом; но в селах и деревнях кладбища помещались при храмах.
Утопленников и удавленников не хоронили на кладбищах. Было убеждение, что если где-нибудь похоронить утопленника или удавленника, то за это весь край постигнет бедствие. Но вообще умерших внезапно на улице, убитых в дороге хоронили в убогом доме, убогие дома были не только в Москве, но и в других городах. В них также хоронили отверженных, которых считали недостойными кладбища: воров, разбойников, казненных; между тем как самоубийц хоронили в поле или в лесу.
У всех сословий сороковой день после смерти определялся на повиновение. Семейные нанимали духовных лиц читать псалтырь по усопшим. Семейные по покойнике носили скорбное платье: синее или черное и непременно ветхое, а не новое. Вместе с молитвами об усопших, отправлялись кормы или поминальные обеды. Таких было по желанию родственников и семейных не менее двух и не более четырех: в третий, девятый, двенадцатый и наконец очистительный в сороковой день, или сорочины; в этот же день снимался траур.