Архитектура городов и зданий в Старой Руси*

* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 452.

Города в старину представляли собой более или менее укрепления в котором правительство сосредоточивало защиту и правление. Города ограждались рвами, валами; стены делались каменные, кирпичные, земляные и деревянные, последние представляли собой тын из бревен, расположенный по земляному валу. Города располагались так, чтобы близ их была всегда естественная защита: вода или ущелья гор. Случалось так, что одна из стен города примыкала к болоту, реке или пруду, а прочие стороны окружались рвом. При нынешних системах войны, эти преграды — ничтожны, но в былое время, когда не существовало огнестрельного оружия, а лишь мечи и стрелы, подобные преграды могли представляться непреоборимыми. Часто случалось, что город окруженный однажды тыном и рвом, еще раз опоясывался осыпью или деревянною стеной, что называлось острогом, между которыми находилось поселение. Такое расположение для городовой защиты существовало в Москве: Кремль с Китай-городом составлял сердцевину столицы; на значительном промежутке от них была проведена кругом другая стена, называемая белым городом или бел-городом. Далее, также на значительном промежутке, был расположен земляной вал, обшитый деревянною стеной+. Такое устройство существовало и в других городах: в Казани был каменный кремль, а за ним следовал посад окруженный острожной деревянною стеной; в Астрахани также был деревянный кремль, а его окружала другая каменная стена, соединявшаяся с кремлевскою.

+ Следует помнить, что Китай-город не имел никакого отношения к государству Китай и вообще к чему-либо китайскому. Кита — это технологическое средство для создания древесно-земляных укреплений, представляло собой большую плетеную корзину, наполненную камнями. Такие корзины выстраивали в ряд, чтобы сверху насыпать земляной вал. Сначала Китай-город защищал именно такой вал, впоследствии вместо него воздвигли каменную стену с башнями. Стена эта простояла до XX века, ее разрушили по приказу Сталина. — Прим. автора сайта.

Вообще как каменные, так и деревянные стены городов не имели никаких правильных очертаний. В каменных стенах всегда делались зубцы иногда вышиной составляющие треть всей вышины. По протяжению всей стены возвышались башни, в каменных городах, в деревянных и земляных деревянные; но иногда случалось, что при деревянных городских стенах сами башни были каменные, как то было в Ярославле. Кроме башен в стенах делались разного рода уступы, носившие названия: городки, выводы, костры, кружала, бары, абламы (скатные пристройки выпятившиеся наружу), с деревянными котами (катками или колесами без спиц), которые спускались на неприятеля во время осады. Печоры (углубления внутрь стены). Быки, то есть расположенные рядами большие выступы, на которых строились большие укрепления, образовывающие другую стену. Стены разделялись по пространствам между башнями называемыми пряслами. Эти пространства имели различное протяжение в одном и том же городе. Так в Новгородском каменном городе пространство между башнями в одной стороне было до 70 саженей, а в другой до 50, в третьей до 40 и менее. В Новгородском земляном городе между одними башнями было до 150 саженей, между другими 46. В Тотьме вообще от 70 до 25 саженей. Словом расположение башен было рассчитано не равенством расстояний, а выгодами в стратегическом отношении.

По пряслам устраивались окна, при которых припасались камни и колья, чтобы метать в осаждающих и бои, узкие отверстия, откуда стреляли из пушек м пищалей. Таких боев в больших городах было три: подошевный, средний и верхний. Толщина стен была различная, так что стены Московского кремля в XVI веке имели в толщину более 1 ½ саженей. Эти стены внутри имели лестницы и ходы из одной башни в другую. По местам Эти ходы имеют выходы наружу. На больших выступах ,или быках, устраивались мосты на которых, как выше сказано, возвышалась другая стена. Вдоль городских стен устраивался мост по которому можно было иметь движение по всей окружности. Пространство между стенами засыпалось землею, или было соединяемо поперечными бревнами или же вовсе оставался пустым промежутком над которым устраивалась кровля из теса или решетины и которые были довольно высоки.

Дворы и дома

В глубокую старину дворы были очень просторны — это видно уже из того, что для предохранения от пожаров приказывали варить кушанье и печь хлебы далеко от жилых строений в городах. В старину, при Великих Князьях, в Москве были дворы, принадлежащие князьям, до того огромные, что делились как уделы, и даже два князя владели одним двором. В завещании Иоанна III о дворах, данном им своим детям, говорится о том, что в них заводили торги и вели судные дела, касавшиеся живущих в этих дворах; это указывает на обширность и населенность таких дворов. В XVII веке Царская усадьба в Измайлове простиралась на четыре десятины. В Александровской слободе конюшенный двор занимал более десяти десятин.

Особенность русского двора была та, что дома строились не рядом с воротами, а посредине; от главных ворот пролегала к жилью дорога, иногда мощеная, которую добрый хозяин содержал постоянно в чистоте и наказывал слугам счищать с нее грязь в дождливое летнее и сугробы в зимнее время. Вместо того, чтобы по надобности строить большой дом или делать к нему пристройки, на дворе сооружали несколько жилых строений, которые имели общее название хором.Надворные постройки вообще были жилые, служебные или кладовые. Жилые носили названия: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба была общее название жилого строения. Горница как показывает само слово, было строение горнее или верхнее, надстроенное над нижним и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Повалуши — это холодная кладовая, но были также и жилыми покоями. Неизвестно в чем состоит их отличие от горниц, тем более, что они часто были рядом с горницами занимали верхнюю часть здания. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшнями и амбарами, служившая летним покоем и необходимая во время свадебных обрядов. Бывало и так, что в одном доме было по три горницы и одна повалуша, а иногда две горницы и три повалуши. При каждом отдельном здании были сени и часто двое: передние и задние, нередко теплые. Часто отдельные здания соединялись крытыми переходами или коридорами, как то видим в Измайловском и Коломенском селах и у царей, которые как к центру вели к домовым храмам. У простолюдинов были избы черные, то есть курные, без труб. Дым выходил в маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах избах были постройки, называемые комнатами. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху, под потолок приделывались полати. К избам пристраивались разные пристенки и прирубки.

В богатых домах крыльца делались с кувшинообразными колоннами и покрывались остроконечными кровлями.

Вход в нижний этаж чаще всего был через особую дверь от крыльца или изнутри; ступени крыльца вели обыкновенно на террасу, называемую рундуком, огороженную балясами, потом прямо в сени второго яруса. Соответствующая ему часть в нижнем этаже дополнялась также сенями и называлась подсенье. Как сени, так и подсенье пристраивались с двух сторон дома и одни были передние, а другие — задние. В этих сенях и подсеньях делались чуланы и каморки, иногда светлые, иногда темные.

Первоначальные жилища в нашу старину состояли из лесных срубов; ставили их по произволу и по удобству хозяйственных помещений. Внутренность их состояла из одной общей комнаты, в смежности с которой находились пристройки для домашнего обихода, то есть для домашнего скота и птицы и для хранения хлеба и жизненных припасов людей и скота. Овин или гумно стояли недалеко от избы. Мы не имеем самых древних сведений о постройке по наружности наших домов. Судя о простоте тогдашних нравов должно думать, что избы и хоромы предполагались без наружный украшений и из дерева. Жилые покои стояли внутри двора и обводились деревянными заборами, с решеткою и без решетки, и часто колом. Конечно это делали одни богатые, прочие огораживали плетнем, а то и совсем не огораживали.

Нет сомнения, что за исключением Ольгина терема, все тогдашние сельские избы были невысокие, крылись досками и соломой. Горожане строили высокие дома и жили обыкновенно вверху или в верхнем жилье.

Низ дома служил для погребов называвшихся медушами потому, что в них преимущественно находился мед; а также и для кладовых. Дом делился на клети (комнаты). Он разделялся пополам сенями, называвшимися иногда помостом; вдали от дома строились одрины или опочивальни. Наши предки любили уснуть после обеда, и это называлось у них «маленько отдохнуть».

В XV веке дома дворян и горожан по большей части были небольшие, крытые соломой; в них ставили хлебные печи, где варили и пекли отчего покои назывались дымом. В тех избах нередко толпились телята и другие домашние животные. По недостатку в стекле, обтягивали окна говяжьими пузырями или пропитанной маслом холстиной, которую впоследствии заменили слюдой. В конце XVI века столица величалась прочными зданиями: каменными лавками и домами.

Гридницей называлась у великих князей приемная, еще до Великого князя Владимира I-го. В его время в ней угощались бояре, гридни, сотники и все нарочитые люди (именитые граждане). Из этого разряда гридни составляли отборную дружину княжескую, которая потом преобразовалась в мечников. На дворе строили вышки и повалуши для голубей, которых любили наши предки издревле, и назывались еще голубницами. Хоромами назывались у нас высокие деревянные дома, а теремами — покои или комнаты, расположенные в верхнем ярусе.

Жилые покои освещались свечами и светильнею. В великокняжеских домах и хоромах горели восковые свечи, потому что воска было у нас в изобилии; его снимали в бесах из диких пчельников и продавали вероятно дешева. Недостаточные люди жгли обыкновенное масло (конопляное, льняное) наливаемое в глиняные круглые сосуды. В Великороссии такие сосуды назывались жирник, ночник, свитец, а в Малороссии — коганец.

Иностранцы, бывавшие у нас по делам посольским в XVI и в XVII веках говорят единогласно, что путь их в ночное время освещали лучинами, которые горели так светло, как бы самое солнце среди дня; что по дорогам зажигали смоляные бочки, пуки соломы и костры дров. Сальные свечи появились у нас не прежде XVII века; в это время употребляли их многие.

Строителями домов были природные русские. Наш мужик от природы сметливый сам плотник и зодчий; так было и в самой отдаленной древности. В XVII веке распространялись у нас ремесла и полезные знания; мы имели живописцев и строителей иноземных, кои преимущественно занимались украшением храмов. Кремлевский дворец был первоначально деревянный. Великий князь Иоанн Калита, украшая Москву каменными храмами, обвел ее в 1339 году дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время кремлик.

В его время были возобновлены соборы Успенский, Архангельский, Успенский св.Иоанна Лествичника и Преображения. До XV века не было здесь кроме храмов и городских укреплений ни одного каменного дома; князья и вельможи строили деревянные по избытку леса и трудной выделке кирпича, который продавался без сомнения дорого, сверх того требовал искусства в построении.

Стены комнат были голые, столы и лавки дубовые только у богатых, они стояли вокруг стен. Стены эти покрывались у богатых коврами, даже в то время, когда не знали ни стульев ни кресел. Великие князья садились на седалище заменявшее трон, во время обеда на лавках покрытых тканями, да бархатом. Лучшим украшением были образа святых угодников.

Каменные дома начали распространятся только с XV века. Иностранные художники, призванные в Россию для построения городских сооружений и каменных церквей, построили в 1491 году, впервые, грановитую палату; знатные люди также стали строить каменные дома (хоромы). Митрополит Зосима поставил на своем дворе три кельи каменные с подклетями; голова Дм.Вл.Ховрин и Вас.Фед.Образец построили каменные дома (в 1485 году). Тогда многие явно чувствовали превосходство европейцев в гражданском искусстве; старались заимствовать все полезное, — кроме обычаев, к коим оставались верными. Нельзя оставить без внимания, что постройка и укрепление многих городов было производимо знанием русских, познакомившихся уже с искусством военным. В домах печи делались изращатые, стены комнат расписывались изображениями из церковной истории. В светлицах были печи с лежанками, на которых любили покоиться ночью и сиживали днем в зимнее время. В печных стенках делались печурки, предназначенные для того, чтобы в них подогревать кушанье и что было надобно для хозяйства; или держали посулу домашнюю, и такие печурки часто заменяли шкафы. Петр Великий построив для себя небольшой деревянный домик из трех комнат (на Петербургской стороне) имел такую же печь с печурками, в коих он ставил свой чайный прибор, разные домашние вещи и там нагревал воду. Высота дома и обширность двора, означала богатство и важность хозяина. Встарь было заведено в известный час во всех домах гасить огни и ложиться спать, зачем наблюдали нарочные приставы.

Внутренние стены каменных покоев в зажиточных домах обшивались досками, а в богатых домах обивались голландской позолоченной кожей. У царицы Ирины, супруги Феодора были росписаны стены великолепна: стены были с изображением Спасителя, Божией Матери, Ангелов, Иерархов, мучеников; на потолке лежал прикрепленный к своду лев, который держал в зубах змею с висящими на ней роскошными подсвечниками. Две царские палаты: Большая Грановитая и Золотая Грановитая, были росписаны событиями из священной истории, аллегорическими изображениями добродетели, времен года и явлений природы. Картины, эстампы и портреты появились в это время, и первый стал употреблять боярин Артемий Сергеевич Матвеев, украшая ими внутренность дворца, который однако был деревянный. Почти при каждом доме находился сад и огород для украшения, и иногда сопряжено было с расчетом пользования фруктами и прохладой летом, на лучшим украшением дома и сада считались пруды, иногда очень обширные.

В безлесных и степных местах существовали еще курени (землянки), служившие преимущественно жилищем запорожцев и украинских казаков. Эти курени выкапывались ямами в земле для помещения от пяти до десяти человек. Внутри обмазывались стены, которые укреплялись на подпорах вместе с кровлей, состоящей из земляной насыпи и поверх которой покрывали соломой, очеретом (тростником), травой, или делали прежде верх из плетеного хвороста, а потом его посыпали землей. Кровля вскоре зарастала травой, и оставались видными только торчавшие трубы, а часто одни дыры, через которые проходил дым и обкуривал верх, от чего и возникло название куреней. В курень входили по земляным ступеням; двери делались довольно крепкие, хотя и маленькие и внутри запирались. Посреди куреня стояла печь, а иногда просто раскладывали огонь (костер) и дым произвольно выходил в трубу и двери; окна в куренях были только тогда, когда курень поднимался несколько выше земли. Курени занимали пространство многолюдного города и отличались от него только невидимыми жителями. Такие курени существовали встарь у прочих казаков, как то: у Волжских, Гребенских, Донских и Яицких (Уральских).

В юго-западной России строились с самых давних времен мазанки, которые со временем переименовались в хаты (избы). Но между ними существует и различие. Мазанки делались довольно незатейливо. Предназначенное место для жилья огораживали плетнем; разделив внутренность на части или покои, разгораживали их другим плетнем, который состоял из хвороста или тростника называемого в Малороссии очеретом. Плетень облепливали землей, смешанной с глиной или просто глиной, потом смазывали нагладко глиной; и вот от этого то мазанья произошло само название мазанок. Посреди мазанок становилась кирпичная печь, которая топилась из сеней очеретом, кизяками (засушенным навозом) или валежником; пол был земляной, иногда он укрывался травой или соломой, но чаще всего смазывался желтой глиной. Стены внутри и снаружи обеливали или завохривали (желтили охрой), а поверх земляной насыпи часто выводили соломенные крыши. В стене прорезали небольшие окошки. Со стороны наружных дверей приделывали по бокам призьбы (завалинки), дом огораживали тыном или плетнем.

Хаты строились прежде в лесу, обмазывались глиной с обеих сторон. Внутреннее расположение удобное и широкое; ого разделяется на две половины: в одной живут и готовят кушанье, а в другой принимают гостей и это последнее помещение называется свитилкой (светелкой, светлицей). Пол здесь обмазывают глиной, печи белят; а у богатых они делаются их кахли разноцветной (изразцов), окна довольно большие, покои очень светлые, чистые и опрятные; а так как их часто белили, то в них нет ни тараканов, ни клопов, что очень важно для спокойствия обитателей, пользующихся самым умеренным сном.

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz