Рисование в России*

* См.: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.

Интерес к рисованию на Руси возник очень давно. Обучение рисованию и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие»1056 — 1057 гг, «Изборник Святослава» 1073 г, «Трирская Псалтырь» 1078 — 1087 гг, «Добрилово Евангелие» 1164 г и ряд других).

Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы представляли собой самостоятельное художественное произведение, они рисовались в виде сложных геометрических узоров, включая изображения растений, животных и людей.

Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве формируются новые требования к рисунку — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. Однако до XVIII века в основу обучения и собственно рисования был положен копировальный метод, перерисовывание образцов.

Укрепление могущества в России в XVIII веке, реформы Петра I вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации в книгах по военному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях.

В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой Григорий Одольский, а затем его брат Иван.

Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715 г), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716 г), в Карповской школе Феофана Прокоповича (1721 г), в Кадетском корпусе (1732 г), в гимназии при Академии наук (1747 г), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 г). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по преподаванию рисунка в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках.

Следует отметить, что первые учителя-иностранцы в России стали использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования.

В первой половине XVIII века жители России получали специальное художественное образование в основном в частных мастерских или за границей. Вполне естественно, что в России стали создаваться собственные специальные художественные заведения. В 1724 году А. К. Нартов, а в 1725 году М. П. Абрамов предлагают проекты создания Академии художеств. В 1746 году профессор Струбе подает правительсву записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела.

В 1755 году И. И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от императрицы Елизаветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомиться с постановкой художественного образования во Франции. По возвращении, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург.

С 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

К концу XVIII века рисование получает широкое распространение как общеобразовательный предмет.

К началу XIX века русская академическая школа рисунка становиться лучшей в Европе. Она не только утверждала свое право считаться первоклассной школой, но и раскрывала роль и значение методики преподавания в деле художественного образования. В 1804 году школьным уставом рисование вводиться в число учебных предметов во все училища и гимназии, что потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венецианов и многие другие. Большой интерес представляют теоретические труды И. И. Виена, А. Войцеховича, И. В. Буяльского, Г. А. Гиппиуса, А. Галича, А. П. Сапожникова, учителя рисования А. Т. Скино.

В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.

Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законы светотени. Немалую роль в этом деле сыграли его занятия с Шебуевым, вместе с которым он изготовил анатомические муляжи.

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования.

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.

Особый интерес представляет издание «Рисовальная школа на 20 листах, изданная обществом поощрения художников» (СПб, 1844). Это альбом таблиц-рисунков без текста.Здесь наглядно показывается методика работы, в основе которой лежит линейное построение рисунка и предлагаются методы выявления формы. Основная задача пособия — раскрыть богатые возможности рисунка карандашом.

Автор этого пособия, учитель Московской рисовальной школы А. Т. Скино, в 1864 году издает второе пособие: «Курс рисования, состоящий из 34 номеров». В 1873 году Скино в соавторстве с Фебрини выпускает пособие «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил». В этом пособии Скино уже не просто показывает, как надо рисовать, но и дает ученику поурочное распределение заданий, старается организовать работу рисовальщика.

В 1869 году А. Т. Скино принял участие в разработке методического пособия под руководством В. В. Пукирева и А. К. Саврасова — «Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три отдела».

Много нового внес в академическую традицию обучения рисунку К. П. Брюллов. Прежде всего это метод индивидуального подхода к каждому ученику. Особенность методики преподавания Брюллова заключалась также в том, что он приучал ученика самостоятельно находить ошибку. Он не сразу выправлял ошибку в рисунке, а вначале давал возможность ученику самому разобраться в ней.

Много нового и оригинального внес в методику обучения С. К. Зарянко (1818 — 1870 гг). В основу своей системы он положил научные законы перспективы, законы человеческого зрения. Методику преподавания Зарянко строит на научно-теоретическом обосновании рисунка.

Большое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.

Однако усилия отдельных художников-педагогов отстоять научные основы рисунка, дать правильное направление преподаванию уже не могли остановить широкого и повсеместного отхода от традиций академической школы.

В связи с исключением рисования из числа обязательных предметов в средних учебных заведениях в 1869 году в Академии художеств был поднят вопрос об устройстве специальных педагогических курсов для подготовки учителей рисования.

В 1872 году рисование вновь включается в курс учебных предметов реальных и городских училищ. В том же году были учреждены Бесплатные воскресные классы рисования для народа.

В 1879 году Государственный совет внес решение: «Учредить с 1 июля 1879 года при Академии художеств педагогические курсы дли приготовления учителей рисования, с нормальной школой и музеем учебных пособий.».

Начало XX века открывает новую страницу в истории рисования. В этот период появляются самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Многие из этих новых взглядов таили в себе реакционные идеи, пропагандировали «искусство ради искусства», недооценивали значение школы как учебного заведения.

В этот период на методику преподавания рисования в общеобразовательных школах начинают оказывать влияние различные педагогические теории западноевропейских и американских «ученых». Широкое распространение получает теория «свободного воспитания», основанная на концепциях биогенетизма.

Педагогические идеи, принципы и методы, разработанные И. Н. Крамским и П. П. Чистяковым, не получили претворения в жизнь. Методика преподавания рисунка, живописи, композиции уже стала меньше интересовать педагогов. На первое место стали выдвигаться общие вопросы эстетического воспитания детей, проблемы детского творчества и детской пихологии.

С 1907 года к педагогической деятельности приступает выдающийся художник-педагог Д. Н. Кардовский. Как педагог, Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма.

Особого внимания заслуживает метод обучения рисунку, созданный Кардовским и опирающийся на лучшие традиции прошлого. В основу метода Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. И сегодня художники, желающие создать на двухмерной рабочей поверхности правдоподобную иллюзию реального трехмерного мира, пользуются этим методом.

Следует заметить, что с конца XIX века в вопросах теории и методики обучения стали преобладать формалистические установки. Даже в области элементарного обучения рисованию в общеобразовательных целях наблюдается полный отход от познания природа. Все усилия были направленны на внешнюю, формальную сторону дела, на общие проблемы художественного и эстетического воспитания.

К началу XX века академическая система обучения рисунку была полностью разрушена. В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического искусства с приверженцами формалистических направлений, отвергавших серьезную школу. К сожалению деятели формалистического искусства нанесли много вреда в области художественного образования. В области рисунка, его теории методики царил хаос. Вышедшие в 1921 году программы преподавания изобразительного искусства в единой трудовой школе в научном отношении имели серьезные недостатки. Так, программа указывала, что на первой ступени обучения «надо совершенно отказаться от обязательного рисования с натуры».

Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной программой» (1923 — 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование

Ярким представителем теории «свободного воспитания» и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский+. Бакушинский утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор». «Период изживания родового начала в области творчества, — писал Бакушинский, — требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле.»; стало быть Бакушинский предлагал ребенку самостоятельно пройти тысячелетний путь человечества в краткий временной промежуток детства, вместо того, чтобы воспользоваться коллективным опытом человечества.

+ Стоит отметить, что А. В. Бакушинский непосредственный участник уничтожения иконописной традиции Палеха. В прошлом Палех — небольшое село в Ивановской области. Вся дореволюционная история Палеха связана с иконописанием. Замечательные иконописцы работали в иконописных мастерских (их было около 20). Они выполняли заказы по всей России: писали иконы и расписывали церкви. — Прим. автора сайта.

В конце 20-х — начале 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой критике. Программа, выпущенная в 1931 году, по новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с этим программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию.

Однако, широкое распространение в этот период получила теория педологов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени.

Деятельность педологов продолжалась с конца 20-х годов до 1936 года, когда вышло постановление ЦК партии от 4 июля «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Постановление подвергало педологию разгромной критике. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога.

К 40-м годам русская школа рисунка прочно становиться на путь реалистического искусства.

В 50-е и 60-е годы появляется целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию и практику рисунка.

В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство».

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Hosted by uCoz